История дороги
Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4 тыс. верст был издан 26 января 1857 года.
Во второй половине XIX века в центральном регионе России началось массовое развитие и строительство железных дорог. Первой из них была Московско-Нижегородская железная дорога, которая связывала с Москвой и Санкт-Петербургом крупнейший экономический центр Нижний Новгород, где ежегодно проводилась Нижегородская ярмарка, и главную водную магистраль страны Волгу.
Сооружение Московско-Нижегородской железной дороги началось весной 1858 года на участке Москва – Владимир. Движение поездов по нему было открыто 14 июня 1861 года, а первый поезд из Нижнего Новгорода в Москву торжественно отправили 1 августа 1862 года.
Московско-Рязанская железная дорога
Работы на участке Москва – Коломна начались 11 июля 1860 года, сооружалось восемь станций: Москва, Люберцы, Быково, Раменское, Фаустово, Воскресенск, Пески, Коломна. 21 июля 1862 года началось постоянное движение двух товарно-пассажирских поездов. Интересно отметить, что проектирование дороги от Москвы до Рязани было поручено английским инженерам, которые предпочли принятое у них на родине левостороннее движение.
Московско-Ярославская железная дорога
История строительства железной дороги от Москвы до Сергиева Посада неразрывно связана с именем И.Ф. Мамонтова, который вместе с предпринимателями братьями Шиповыми и инженером бароном А.И. Дельвигом в 1859 году учредили Общество по строительству этой магистрали.
Московско-Курская железная дорога
Строительство линии возглавлял П.П.Мельников, с ним вместе работал инженер Д.И. Журавский. Дорога строилась по частям, первый участок Москва – Серпухов, протяженностью 93 версты, был пущен 17 ноября 1866 года. Спустя год пошли и товарные поезда. Одновременно начал строиться первый Курский вокзал, место для которого лично выбирал первый министр путей сообщения России.
Московско-Брестская железная дорога
Магистраль длиной 392 версты была построена в 1869 году под названием Московско-Смоленской железной дороги, она открылась для движения в 1870 году. В 1870-1871 гг. Общество дороги построило линию Смоленск – Брест протяжением 627 верст и 16 ноября 1871 года открыло по ней движение поездов. Обе линии слились в одну, и дорога получила название Московско-Брестской железной дороги.
Московско-Киево-Воронежская железная дорога
Эта магистраль должна была связать центр страны с юго-западными ее районами. Дорога имела как экономическое значение, так и стратегическое, линия от Москвы до Брянска была открыта в 1899 году.
Линия Павелец – Москва. В 1900 году по участку открылась постоянная эксплуатация. На этой линии были построены станции Кашира, Серебряные Пруды, Узуново, Барыбино, Ожерелье, Домодедово, Михнево.
Московско-Савеловская линия
Дорога начиналась в Москве у Бутырской Заставы на соединительной ветке между Московско-Брестской и Николаевской дорогами. Она соединяла Москву с г. Савелово. Временное движение по дороге открыли в феврале 1900 года до 85-й версты, и лишь с января 1901 года началось регулярное движение на линии Бескудниково-Савелово, а с 1902 года по всей дороге.
В 70-х годах XIX века Москва превратилась в главный железнодорожный узел России. Она имела прямую железнодорожную связь с портами Балтийского моря (Москва – Петербург, Москва – Смоленск – Двинск – Рига), по трем дорогам – с Волгой (Москва – Тверь, Москва – Ярославль, Москва – Нижний Новгород), по одной – с портами Азовского моря (Москва – Курск – Харьков – Таганрог – Ростов), по нескольким дорогам – с черноземными губерниями.
Развитие железнодорожной сети в России активно продолжалось в конце XIX века, в том числе и в центральном регионе. В это время началось строительство Московско-Виндавской линии и чуть позднее – Московской Окружной железной дороги.
Московско-Виндавская железнодорожная линия вела из центра России к незамерзающему порту на Балтийском побережье Виндава (Вентспилс). Она прокладывалась через важнейшие пункты прежнего Новгород-Киевского волокового пути: Волоколамск, Ржев, Великие Луки, Режицу. К строительству Московско-Виндавской дороги приступили весной 1898 года. Она вводилась в эксплуатацию по участкам: Москва – Ржев – Крейцбург и Тукум – Виндава.
Московская Окружная железная дорога
В 1908 году, ко времени окончания строительства, Окружная представляла собой замкнутое кольцо протяженностью 54 км, охватывавшее территорию Москвы и ее пригородов. Счет верст по главному кольцу дороги начинался от точки пересечения ее с Николаевской дорогой по направлению движения часовой стрелки.
1919 год вошел в историю страны рождением такой специфической формы труда, как коммунистические субботники. Инициаторами и организаторами их стали работники депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской дороги. В субботу, 12 апреля 1919 года, 13 коммунистов и 2 сочувствующих, безвозмездно работая с 8 часов вечера до 6 часов утра, отремонтировали 3 паровоза. Позже субботники стали традиционными.
Во время Великой Отечественной войны Московский узел имел решающее значение для реализации усилий тыла, работавшего на фронт. Во всех депо узла строились бронепоезда, бронеплощадки, изготавливались заградительные сооружения, формировались военно-санитарные, ремонтно-восстановительные и другие подвижные соединения для обслуживания фронтовых участков. Трудовой героизм столичных железнодорожников был массовым.
Новый отсчет времени начался с 1959 года, когда несколько дорог были объединены в одну крупную магистраль, которая стала носить название Московская железная дорога. Ее возглавил Леонид Карпов. Во время его руководства была проведена электрификация всего хозяйства, осуществился переход на новый вид электрической тяги, выросли грузо- и пассажирооборот. На дороге сформировался комплекс из 22 крупнейших сетевых сортировочных станций, была проведена реконструкция Большого окружного кольца (БМО), по которому пошли грузовые и пассажирские составы.