Города, ковавшие Победу

Город-герой Смоленск

Звание города-героя присвоено 6 мая 1985 года

10 июля 1941 года началось знаменитое Смоленское сражение, в котором Красная Армия постоянными контратаками пыталась остановить наступающих немцев. «Битва на Смоленской дуге» продлилась до 10 сентября и не дала немцам выйти к Москве до наступления осенней распутицы и холодов.Вокзал г.Смоленск

Огромную роль в этом сражении играл Смоленский железнодорожный узел, снабжавший войска Западного, а позднее и 1-го Белорусского фронтов.

Уже на третий день войны на узле был введен воинский график движения поездов. Это потребовало героических усилий железнодорожников. И коллектив работников станции под руководством начальника Георгия Васильева стойко и с большим самообладанием встретил и выдержал все трудности, сумев в поразительно короткий срок перестроиться на военный лад.

Свой главный ратный подвиг железнодорожники совершали прямо на рабочем месте: в депо, в составе поездных бригад, ремонтных команд.

Именно здесь, на Смоленской земле, свою эффективность в условиях военного времени показали спецформирования НКПС – головные ремонтные поезда, которые давали вторую жизнь мостам, путям, линиям связи и т.д. Бригадам этих мастерских на колесах приходилось выезжать в самое пекло, трудиться сразу после сражений.

Но, несмотря на все усилия защитников, город пал.

После захвата Смоленска осенью 1941 часть железнодорожников ушла в подполье, используя работу при немцах для диверсий. Они повреждали детали паровозов, выводили из строя средства сигнализации и связи, водоснабжения, размораживали паропроводы, изготавливали «угольные» мины, подбрасывая их в уголь, минировали железнодорожные пути. Борьба отчаянных патриотов с хорошо организованным военным оккупационным аппаратом немецкой армии была неравной. В 1942 году большинство подпольщиков казнили…

Здесь же, на Смоленщине, между Вязьмой и Оршей, пролег путь партизанской славы железнодорожников-«заслоновцев», которые громили ненавистного врага так, что на борьбу с ними противник бросал части регулярной армии.

Древний Смоленск войска Красной Армии освободили 25 сентября 1943 года. Спустя два месяца через станцию Смоленск-Центральный уже снова шли военные эшелоны, которые вновь везли на фронт все, что помогало гнать ненавистного врага с родной земли.

«Самоотверженная работа наших железнодорожников ускорила падение Берлина. Машинисты и поездные бригады часто вели составы под артиллерийским и пулеметным огнем врага. Как и воины Красной армии, они свято выполняли свой долг перед Родиной, не щадя своей жизни во имя Победы» - маршал Советского Союза Г. Жуков, газета «Гудок», 05.08.1945.


Город-герой Тула

Звание города-героя присвоено 7 декабря 1976 года

30 сентября 1941 года враги начали наступление на Москву. На момент начала операции «Тайфун» немцы находились западнеМосковский вокзал г.Тула. Военно-мемориальный комплекс «‎Бронепоезд №13 «‎Тульский рабочий»е Вязьмы, южнее Брянска и Орла.

Опытная 2-я танковая группа Гудериана, уже победно прокатившаяся по улицам завоеванных европейских городов, усиленная элитным полком «Великая Германия», намеревается взять Тулу и продолжить наступление на Москву.

Осадное положение в городе оружейников было введено 25 октября 1941 года. На его защиту встали все. Важную роль в обороне Тулы сыграли железнодорожники, которые впервые в мировой истории построили в депо из подручных материалов…бронепоезд. Ни до, ни после на железных дорогах страны аналогичных моделей «стальных крепостей на колесах» не видели.

Железнодорожные «кулибины» не знали, как строить бронепоезда, у них не было ни чертежей, ни подходящих материалов. Зато была рабочая смекалка и огромное желание не пустить врага в город, который за всю историю своего существования ни разу не сдавался неприятелю.

На местных заводах нашлись стальные листы толщиной 18 и 12 мм. Для брони они были тонковаты, даже если складывать пополам. Выход предложили инженеры: между стальными листами решили заливать слой бетона толщиной 150 мм. Получившийся «панцирь» надежно защищал паровоз и вагоны даже от 45-мм орудий.

Дальше бронепоезд надо было вооружить. Железнодорожники нашли несколько пулеметов и зенитных пушек 61-К калибром 37-мм на местных оружейных заводах, а в закромах ТОЗа - 20-мм авиационные ШВАКи, которые тоже пошли в дело.

Так, у столицы оружейного мастерства появился самодельный бронепоезд, получивший порядковый номер 13 и названный «Тульский рабочий», в народе более известный как «Туляк». Часть железнодорожников тут же записалась в добровольцы, пополнив его экипаж.

27 октября 1941 года «Туляк» вышел из депо и поступил в распоряжение командования 26-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. Все 43 дня героической обороны Тулы (ровно столько же потребовалось немцам, чтобы захватить всю Францию!) бронепоезд № 13 охранял подступы к городу, который взять враг так и не смог.

После того как немцы были отброшены от Тулы, «Туляк» отправился воевать на участок Белгород–Харьков. В 1942 году, перед подходом немцев к Воронежу, получил сильные повреждения и был отправлен на восстановление. Но… восстанавливать его не стали из-за нетипичной конструкции. Детали использовали для ремонта заводских бронепоездов.

В память о героическом «Туляке» 8 мая 2015 года на площади Московского вокзала города-героя был торжественно открыт военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий». Как и в 1941-м, восстанавливали его всем миром. Помогало и правительство Тульской области, и коммерческие структуры. Но главный вклад, как и раньше, внесли железнодорожники Тулы.

Над ремонтом и восстановлением вагонов для памятника работали специалисты железнодорожных предприятий Тульского региона. И через 74 года объединенными усилиями «Туляк» встал на том же вокзале, с которого начал свой боевой путь.

«Сколько инициативы, изобретательности, находчивости проявляют в суровые военные дни лучшие люди транспорта! Одни находят возможным собственными силами, не загружая промышленность, изготовлять оборудование, инструмент, запасные части; другие берутся за изготовление бронепоездов; третьи строят поезда-бани для бойцов Красной Армии; четвертые выискивают всяческие возможности ускорения движения поездов, лучшего использования паровозов и вагонов, быстрейшего и в то же время доброкачественного ремонта подвижного состава, увеличения весовых норм поездов» – газета «Правда», 25.01.1942 г.


Город воинской славы Курск

Звание город воинской славы Курску присвоено 27 апреля 2007 годаМемориал «Памятник железнодорожникам»в г.Курск

Стремительный прорыв немецких войск к Орлу осенью 1941 года создал чрезвычайную опасность для Курска. 23 сентября в городе был создан комитет обороны.

После отхода 13-й армии оборону города по приказу командующего Брянским фронтом генерала Г.Ф.Захарова возложили на 2-ю гвардейскую стрелковую дивизию полковника А.З.Акименко. Личный состав ее был измотан в оборонительных боях под Глуховом и Рыльском. Дивизия насчитывала не более 800 бойцов и всего несколько орудий на 10-километровый фронт обороны. Ее пополнили 8 тысяч местных жителей, в оперативное подчинение командования были переданы полки народного ополчения, истребительные батальоны, насчитывающие 5809 человек. Работниками Курского железнодорожного узла в эти дни были изготовлены и переданы армии два бронепоезда, один из которых принял непосредственное участие в боях за Курск.

А к городу рвались лучшие силы 2-й немецкой полевой армии генерал-полковника фон Вейхса – 9-я танковая и 95-я пехотная дивизии 48-го моторизованного корпуса. В 1939–1940 годах они первыми вступали на улицы Варшавы, в города Бельгии, Дании и Франции.

Три дня длились кровопролитные бои. 3 ноября советские войска были вынуждены отойти. Одним из последних покидал город начальник станции Курск Павел Шубин. Покидал со слезами на глазах. Чтобы вернуться и внести свой весомый вклад в освобождение родной земли от врага…

На Курском железнодорожном узле действовала разведывательно-диверсионная группа из 30 человек под руководством машиниста паровозного депо Павла Бабкина. Одним из его самых активных помощников стал сын – тоже Павел, студент железнодорожного училища. Подпольщики держали связь с партизанами, передавая им разведданные о расположении вражеских военных складов, аэродромов, боевых частей, работе и охране железной дороги, мостов. Осенью 1942-го взорвали в депо несколько паровозов, вывели из строя десятки вагонов. По координатам курян советские самолеты бомбили военные склады на аэродроме и северной окраине Курска, в ходе авианалета на железнодорожный узел был разбит состав, погибли 25 фашистов. В 1943-м, во время налета, пока немцы прятались в бомбоубежище, они выкрали секретные документы из конторы. Помогли сбежать из плена трем советским летчикам, один из которых потом погибнет в небе над «Огненной дугой». Всех подвигов курских железнодорожников не перечислить. После освобождения Курска, в марте 1943-го, Павел Бабкин-старший был награжден орденом Отечественной войны II степени, его сын и ряд подпольщиков – орденами Красной Звезды.

Подготовка к освобождению Курска началась зимой 1943 года, сразу после ликвидации окруженных гитлеровских войск под Сталинградом. Уже в феврале на восстановление освобожденной станции Курск была направлена оперативная группа под руководством ее бывшего начальника Петра Шубина.

Железнодорожникам предстояло проделать колоссальную работу. Были разрушены оба паровозных депо, водонапорные башни и колонки, угольные эстакады. От вокзала остались только стены…

Днем и ночью работали железнодорожники, поднимая из руин один объект за другим. Не прошло и месяца, как станция была готова принимать поезда. 17 марта сюда прибыл первый поезд с боеприпасами.

11 апреля 1943 года к станции прорвалась вражеская авиация. Налет длился почти 9 часов с перерывами в 5-6 минут и наделал много бед. На путях зияли огромные воронки. Тогда Петр Алексеевич принял решение делать клети из шпал. Через полтора часа путь был открыт, по нему вновь пошли поезда.

5 июля 1943 года началась Курская битва. Она продлилась 50 дней и стала крупнейшим в истории сражением с участием танковых подразделений, снаряды и топливо для которых доставили железнодорожники.

Ранним утром 2 июня 1943 года начался самый мощный дневной налет за всю историю Великой Отечественной войны. Враг бомбил станцию Курск целые сутки. Когда командующему Центральным фронтом К. Рокоссовскому доложили о налёте, он задал вопрос: «Сколько недель потребуется на восстановление движения?«Потребовались не недели, а часы.

Начальник станции П. А. Шубин и командир 77-го путевого батальона майор П.И. Коршунов вместе с начальником дистанции пути П.С. Царевым быстро организовали восстановительные работы. И уже через 12 часов был открыт главный путь. А 4 июня, через 35 часов после огненного ада, станция Курск приняла первые воинские эшелоны.

«Исключительный героизм проявляли железнодорожники Курского узла, восстанавливавшие разрушения под разрывами неприятельских бомб», - Константин Рокоссовский, маршал Советского Союза.


Город воинской славы Орел

Звание города воинской славы Орел получил 27 апреля 2007 годаВоенно-мемориальный комплекс на привокзальной площади г.Орёл

За первую неделю наступления на Москву гитлеровцы продвинулись на десятки километров вперед. 3 октября 1941 года пал Орел.

В годы оккупации в городе активно действовало сопротивление. Большой урон немцам наносили подпольные группы железнодорожников.

Крупнейшим очагом борьбы с первых дней вражеской оккупации стал Орловский железнодорожный узел, имевший чрезвычайно важное значение для противника. Сюда с запада поступали эшелоны с живой силой и военной техникой, боеприпасами, горючим и продовольствием. Отсюда эти грузы железнодорожными летучками, автомобильным и гужевым транспортом перебрасывались к линии фронта.

Угрожая смертной казнью, оккупанты приказали местным железнодорожникам приступить к работе и вскоре сильно об этом пожалели. Отправлявшиеся из Орла эшелоны постоянно терпели крушения на перегонах, составы расцеплялись в пути, регулярно возникали всевозможные технические неполадки в локомотивах и подвижном составе. При сортировке эшелонов на станции машинисты, составители и стрелочники допускали такие «ошибки» и «оплошности», что вагоны разбивались, составы с военными грузами разрывались, поезда никак не могли достигнуть пункта назначения. А во время налетов советской авиации на железнодорожный узел машинисты загоняли эшелоны в тупики и подавали световые сигналы летчикам.

Впрочем, гитлеровцы, наблюдая за всеми поломками и авариями, с пренебрежением утверждали, что русские паровозы просто плохи и невыносливы, поэтому и ломаются. Орловские железнодорожники им охотно поддакивали и продолжали «работать».

В течение зимы 1941-1942 года они разными путями вывели из строя почти все локомотивы, которые имелись в Орле. Так, в феврале 1942 года на узле за одну ночь было заморожено сразу 7 паровозов, сгорели сначала большой склад бензина, а затем – нефти.

Дело дошло до того, что весной 1942 года немцы пригнали в Орел паровозы из Германии. Что-то начав подозревать, начальник узла Мейер назначил своих контролеров в каждую паровозную бригаду, приставил надсмотрщиков к составителям поездов, сцепщикам и стрелочникам, установил жесткий контроль над путейцами, но аварии продолжались. Железнодорожники ухитрялись обманывать немецких контролеров. А некоторых из них вообще убедили перейти на свою сторону. Эти немецкие контролеры как могли, тоже помогали подпольщикам.

Утром 5 августа 1943 года Красная Армия освободила Орел от немецко-фашистских захватчиков. В этот день в Москве прозвучал первый победный салют в честь освобождения Орла и Белгорода. А в Орле состоялся первый парад, в котором приняли участие представители партизанских отрядов Орловщины и Брянщины, внёсших громадный вклад в приближение Победы в Великой Отечественной войне.

Символом Победы в Орле является железнодорожный вокзал, поднявшийся среди руин. Во время тяжелых боев за освобождение города его здание было почти полностью уничтожено. Уцелел лишь цокольный этаж. На его основе по проекту архитектора С.А. Мхитаряна в 1949-1950 годах был построен новый Орловский вокзал. Обилие арок и колонн, лепнина и скульптуры подчеркивают монументальность, величественность и роскошь здания. А еще пассажиры и гости города слышат мелодию из Первой симфонии орловского композитора В.С.Калинникова, которую отбивают часы, установленные на вокзальной башне над центральным входом.

«Орел и Белгород больше, чем Ваграм и Аустерлиц. Вот почему гремели под сводами мировой истории суворовским салютом московские пушки… Близится день победы. Близится день возмездия. Близится день нового великого салюта в честь Красной Армии, салюта во славу всем, потрудившимся ради свободы и счастья Родины нашей». – Алексей Толстой, «Салют Победы».


Город воинской славы Брянск

Звание города воинской славы Брянску присвоено 25 марта 2010 года2025-03-11T12_08_34.345.jpeg

6 октября 1941 года пал Брянск. Но до этого в короткие сроки из него было вывезено 300 тыс. тонн народно-хозяйственных грузов, 60 тыс. жителей, эвакуированы 12 крупных предприятий. День и ночь уходили на восток эшелоны, перевозя ценное оборудование и специалистов военно-промышленной отрасли. Всего - 140 железнодорожных составов.

В сжатые сроки эвакуированные предприятия развернулись на площадках Сибири, а брянские рабочие встали к станкам, чтобы выдавать фронту продукцию, в том числе и грозные «Катюши».

Оставшиеся на оккупированной территории тысячи жителей Брянщины и красноармейцев, попавших в окружение, объединялись в партизанские отряды и бригады, уходили в леса, чтобы бороться с врагом. Среди них было немало железнодорожников, которые не успели эвакуироваться.

А в городе действовали подпольщики. Руководил их деятельностью начальник станции Брянск-2 Петр Лебедев.

Брянское подполье, которое разрабатывало и осуществляло диверсии на железнодорожном узле, – одна из ярких страниц истории края. Партизаны доставляли им из леса мины, которыми железнодорожники с успехом научились пользоваться. Одной из крупнейших операций брянского подполья стал взрыв склада с авиационными бомбами у поселка Черепеньки. Немцы его усиленно охраняли: огородили тройными рядами колючей проволоки, через каждые 300 метров выставили охрану. На склад вела железнодорожная ветка. Ей и воспользовались диверсанты. Они прикрепили мину под один из вагонов, следовавших на склад. Цель была достигнута.

В сентябре 1943 года, когда советские войска подошли к Брянску, подпольщики передали в штаб схему укрепрайона, созданного гитлеровцами…

Здесь, на Брянщине, «второй фронт» был открыт гораздо раньше, чем в войну вступили союзники.

«Наши железнодорожники показали себя отважными бойцами… Я видел в Брянске, как работали железнодорожники под огнем. Падали бомбы, но смелые люди спокойно отцепляли вагоны с боеприпасами…Это героизм, о котором не пишут поэты, это героизм защитного цвета. Но это подлинный героизм…» - И. Эренбург, «Судьба победы», «Московский железнодорожник», 12.12.1941 г.


Город воинской славы Вязьма

Звание города воинской славы Вязьме присвоено 27 апреля 2009 года2025-03-11T12_08_25.350.jpeg

Фашистские самолеты появились над Вяземским железнодорожным узлом уже 26 июня 1941 года. С того дня город стал прифронтовым.

Железнодорожники работали без сна и отдыха, лишь бы отправить на восток как можно больше поездов с женщинами и детьми, санитарные эшелоны с ранеными бойцами, доставить составы со всем необходимым для сдерживающих наступление врага войск.

О подвигах работников Вяземского узла рассказывали «Боевые листки», ведь в мужестве и отваге железнодорожники ничем не уступали военным. Одним из героев такой публикации стал машинист Борис Болотин, который водил составы с горючим из Вязьмы к осажденному Смоленску. Многие работники магистрали с оружием в руках защищали родную землю. В память о подвиге железнодорожников в годы Великой Отечественной войны в 1963 году в привокзальном сквере была установлена мемориальная стела с табличкой на постаменте, увенчанная красной звездой. В 1974 году обелиску присвоен статус памятника регионального значения.

А символом трудового героизма вяземских железнодорожников является паровоз ЭШ4290, вставший на постамент рядом с вокзалом 9 мая 1980 года.

В Вязьме были организованы курсы по изучению стрелкового оружия, гранат, топографии, подрывного дела, изготовлению и применению простейших мин, в том числе «угольных». Выпускники этих курсов, среди которых было немало железнодорожников, пополняли ряды партизан и подпольщиков, становились «профессиональным ядром» бригад и боевых отрядов, которые проводили опустошительные рейды по немецким тылам.

«Во время вылета я увидел потрясшую меня картину: какой-то советский железнодорожник, уже раненый, но как будто не чувствовавший боли, переносил ящики со снарядами с открытой платформы в канаву – подальше от железной дороги. Мы взорвали несколько паровозов, но их огромные, похожие на кости динозавров останки очень быстро убрали, вновь сделав пути свободными» – из воспоминаний Франка Нойберта, командира немецкой группы пикирующих бомбардировщиков.


Город воинской славы Волоколамск

Почетное звание город воинской славы Волоколамску присвоено 25 марта 2010 годаIMG_9687.JPG

Остановленные в ходе упорных октябрьских боев на ближних подступах к Москве, немцы подтянули новые силы и 15-16 ноября 1941 года начали второе, по их мнению, решающее наступление на столицу. Одним из самых известных сражений того периода стал бой у железнодорожного разъезда Дубосеково. Именно здесь прозвучала ставшая широко известной фраза погибшего в тот день политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва».

16 ноября немецкая 2-я танковая дивизия перешла в наступление под Волоколамском. На ее пути оказалась растянутая почти на 20 км, только оправившаяся от боев 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова. Немцам предстояло пересечь железную дорогу, которая здесь идет по довольно пересеченной местности – то по насыпи, то в выемке, что является естественным препятствием для движения бронетехники. Среди немногих «ровных мест», где танки могли пересечь «железку», был разъезд Дубосеково, который обороняла 4-я рота. Именно ее бойцы приняли бой, который теперь всем известен как подвиг 28 героев-панфиловцев. Благодаря их беспримерному мужеству и несгибаемой твердости в тот день враг «застрял» на разъезде, который на немецких картах был обозначен, как два ряда рельс, две стрелки да станция 3-го класса постройки 1908 года…

Надеждам вермахта слету преодолеть это незначительное препятствие не суждено было сбыться. Более 4 часов потребовалось танкам, чтобы сломить сопротивление советских бойцов, большая часть которых так навсегда и осталась на разъезде Дубосеково. И неважно, сколько их было, — на Волоколамском направлении панфиловцы остановили наступление двух танковых и одной пехотной дивизии вермахта.

О подвиге красноармейцев в Волоколамске напоминают названия улиц и, конечно, многочисленные памятники. Центральный – мемориал 28 героям-панфиловцам, расположенный вблизи станции Дубосеково.

9 мая в Дубосеково на поезде Победы приезжают труженики и ветераны столичной магистрали, чтобы почтить память погибших в этих местах бойцов.

В честь героев, защищавших станцию, в 2015 году на фасаде здания вокзала открыта памятная табличка. Годом позже появилась памятная доска с именами железнодорожников, восстанавливавших разрушенную войной магистраль.

«Железные дороги – сосуды, по ним течет кровь страны: снаряды и хлеб, бомбы и нефть. С доверием смотрит Красная Армия на железнодорожников: это братья по оружию – один стреляет, другой подает патроны… Когда настанет день победы, наши бойцы первые вспомнят о железнодорожниках…» - И. Эренбург «Судьба победы», «Московский железнодорожник», 12.12.1941 г.


Город воинской славы Дмитров

Почетное звание город воинской славы Дмитрову присвоено 28 октября 2008 годапамятная доска на станции Дмитров.JPG

В ночь с 27 на 28 ноября 1941 года противник захватил мост через канал Москва-Волга и переправился на другой берег. На Перемиловских высотах в районе Дмитрова для наших войск сложилась критическая ситуация. Спасительным резервом стал бронепоезд №73 войск НКВД, который с ходу вступил в бой с немецкими танками. Через несколько часов беспримерного в истории противостояния один из снарядов угодил в паровоз и смял кабину машиниста. В поисках другого паровоза военные бросились на казавшуюся пустой станцию…

Там действительно почти никого не было. Оставались лишь начальник станции Павел Авдолетов, старшая стрелочница Мария Литневская (Барсученко) и паровозная бригада оставленного на всякий случай маневрового паровоза. На нем машинист А. П. Доронин, его помощник И. И. Лавров и кочегар И. В. Мирошниченко прорвались сквозь огонь врага и прицепились к бронеплощадке. «Крепость на колесах» вновь обрела подвижность. И бой у переправы разгорелся с новой силой. Маневренность бронепоезду обеспечивала старшая стрелочница Мария Литневская, вручную переводя железнодорожные стрелки на морозе под непрекращающимся обстрелом врага…

В 2019 году на Савеловском направлении МЖД вместо остановочного пункта 75 км появилась станция имени Барсученко.

За беспримерный подвиг группа бойцов и командиров бронепоезда № 73 из 18 человек была награждена орденами и медалями. Девятнадцатой стала стрелочница Мария Литневская (Барсученко), получившая орден Красной Звезды. За мужество и самоотверженность машинист паровозного депо Москва-Бутырская Ярославской дороги А.П. Доронин был награжден орденом Ленина, его помощник И. И. Лавров — орденом Красного Знамени.

«Каждый, кто продвинет воинский состав, - герой. Каждый, кто поможет разгрузить станцию, - герой. Каждый, кто поможет разместить эвакуированных, кто обеспечит им в пути хлеб и кипяток, кто ускорит на день их тяжелый путь, - герой. И в ваших руках судьба войны» - И. Эренбург «Судьба победы», «Московский железнодорожник», 12.12.1941 г.


Город воинской славы Ельня

Звание город воинской славы Ельне присвоено 8 октября 2007 года2025-03-11T12_08_39.021.jpeg

18 июля 1941 года у Ельни появились немцы. Части Красной Армии предприняли попытку отбить город. 6 сентября над ним снова взвился красный флаг. Ненадолго. В начале октября под жестким натиском противника советские войска были вынуждены отступить. На оккупированной территории было создано подпольные первичные организации и десятки партизанских групп и отрядов, куда вступили многие железнодорожники со станции Ельня.

Для противодействия врагу в Москве были сформированы 12 дивизий народного ополчения и 25 истребительных батальонов из добровольцев. В 6-ю дивизию народного ополчения Дзержинского района столицы влились более 300 преподавателей, студентов и сотрудников главного транспортного вуза страны – МИИТа. Через неделю сформированные части направили в район Дорогобужа и Ельни.

В ельнинской операции выжили единицы. Практически все миитовцы осенью 1941 года погибли на Смоленской земле. В знак вечной памяти на Ушаковом поле, где проходили ожесточённые сражения, высажена берёзовая роща, установлена стела. Места боев каждый год посещает делегация студентов.

В память о событиях роковой осени 1941 года в сквере возле одного из корпусов РУТ (МИИТ) к 70-летию Победы был установлен памятник вернувшемуся с войны студенту. Он представляет собой сидящего в раздумье ещё очень молодого, но уже прошедшего через самые суровые испытания, человека в военной форме. Солдат-студент со скорбью вспоминает погибших родных, близких, друзей и как бы молча клянётся перед их памятью достойно учиться и работать на благо Отечества.

«Осенью 1941 года около 200 тысяч жителей города самых разных возрастов и гражданских профессий спасли Москву от немецко-фашистских захватчиков. Почти все они не вернулись домой, сложив головы в кровопролитных сражениях… Одним из символов их подвига стал прорыв из Вяземского окружения 11 октября у села Богородицкое. Священный долг каждого – отдать дань памяти героизму москвичей, добровольно вставших на защиту столицы» - Алексей Шапошников, председатель Московской городской Думы.


Город воинской славы Наро-Фоминск

Звание город воинской славы Наро-Фоминску присвоено 27 мая 2009 года5368749514623676588.jpg

Наро-Фоминск осенью 1941 года оказался на направлении главного удара немецкой армии, выполнявшей план «Тайфун». Этот город стал заслоном на подступах к Москве. В своих приказах немцы называли Наро-Фоминск «калиткой» российской столицы, через которую они намеревались войти в Москву. Но не прошли дальше Нары – река так и осталась рубежом, который разделил город на две части. На западном ее берегу стояли немцы, на противоположном - держали стойкую оборону наши войска и местные жители. В числе оборонявшихся было много железнодорожников. Именно на станцию Нара за 6 суток была перевезена в 36 эшелонах с Дальнего Востока армия Белобородова.

Стараясь сдержать контрнаступление Красной Армии, начавшееся 5 декабря 1941 года, немцы взорвали железнодорожный мост, который соединял берега Нары с 1899 года. В те дни стояли сильные морозы. Но железнодорожники днём и ночью работали над восстановлением мостов и путей, чтобы как можно быстрее по ним вновь шли на фронт поезда. Это было серьёзное испытание. Опоры высокие. Обрушенные пролёты схвачены льдом. Обдалбливали его пешнями, поднимали лебедками. Срезали покореженный взрывами металл. Наращивали пролёты с помощью ручной клепки.

Собирать путь из коротких обрубков рельсов было трудно. Не хватало металлических накладок, болтов, их не успевали изготавливать в походных мастерских. Все, что можно, снимали с тупиковых и второстепенных путей. Люди работали круглые сутки, обогревались у разложенного на снегу костра – и снова за кирку, лом, костыльный молоток. На холод и усталость никто не жаловался. Ведь армия шла на запад и ей очень надо было помочь.

Защита города носила интернациональный характер. В 1941 году в Наро-Фоминске была сформирована комсомольско-молодежная колонна под командованием болгарина Оганяна Найдова-Железнова, героически погибшего в ходе битвы за Москву. В честь болгарских воинов на 64 км Киевского шоссе установлен памятник, над которым шефствуют железнодорожники бекасовского узла.


Город Ряжск – рубеж воинской доблести

Звание «Рубеж воинской доблести» присвоено городу Ряжску 5 декабря 2016 года17417002041545749_da434b6444094852905f65b035007208.jpeg

Ряжский узел имел стратегическое значение. Удержать железную дорогу от Москвы на Рязань-Ряжск-Сталинград и к югу на Воронеж и Ростов было чрезвычайно важным для советского командования. С Куйбышевской железной дороги через Ряжский узел шло снабжение трех фронтов: Воронежского, Степного и Сталинградского.

Первые эшелоны ПВО для защиты железнодорожного узла от немецких авиаударов начали прибывать в Ряжск в начале сентября 1941 года. Самолеты не могли преодолеть плотное кольцо противовоздушной обороны вокруг станции, но на перегонах поезда оказывались беззащитными и часто подвергались бомбежкам. Во время таких налетов гибли не только военные, но и железнодорожники, медики. Поэтому на подходах к станции Ряжск-1 можно увидеть обелиски, установленные здесь на братских могилах.

Так, во время одного из налетов погиб Василий Пронкин, помощник машиниста подъемного крана, который, спасая людей и вагоны с боеприпасами, был смертельно ранен. Его героический поступок отмечен правительственной наградой – орденом боевого Красного Знамени.

21 ноября 2001 года на вокзале станции Ряжск-1 состоялось открытие памятной доски, посвященной подвигу 84-й отдельной морской стрелковой бригады, которая в конце ноября 1941 года отбросила врага от города. 6 мая 2013 года на городском кладбище открыта памятная доска в честь командира этого соединения полковника Василия Молина.

Несмотря на ожесточенные бои, которые велись рядом с Ряжском, этот железнодорожный узел стал единственным на Московской железной дороге, на который за время войны не упало ни одной бомбы. Работавшие на стальной магистрали ветераны называли это чудом, говорили, что их спасал Николай Чудотворец. Храм в честь Святого по сей день находится в пределах станции, он строился на средства железной дороги и пожертвования железнодорожников.


Славой и гордостью столичной магистрали являются также многие станции Московской дороги,ставшие местом ожесточенных боёв с врагом и разрушенные практически до основания. На многих станциях впоследствии открылись историко – мемориальные музейные комплексы, посвященные подвигу советских солдат и железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

Железнодорожная станция Горбачёво Тульской областиГорбачево_1.JPG

Узловая станция Горбачево, что находится примерно в 70 км к югу от Тулы, в годы Великой Отечественной войны стала местом героических и трагических событий. Об этом сегодня напоминает не только здание вокзала, но и установленный на станции в 1949 году, на месте гибели во время бомбежки людей, памятник. Сюда, в год 30-летия Победы, были перенесены и многие другие одиночные воинские захоронения со всей территории округи.

В октябре 1941 года, когда враг устремился к Туле, на пути у наступающих войск вермахта оказалась железнодорожная станция Горбачево, которая, несмотря ни на что, до последнего момента продолжала отправлять составы с сельскохозяйственным и промышленным оборудованием, эвакуирующимися людьми, пропускать санитарные поезда.

Несмотря на упорное сопротивление советских частей, 26 октября станцию захватили немцы. Оккупанты торопились, им требовалось как можно быстрее наладить работу станции под свои нужды. Решили использовать местных железнодорожников. Не доверяли, конечно, приставили к ним своих наблюдателей. Не помогло. Под пристальным вниманием немцев машинист Тихон Рожков сначала так «умело» маневрировал вагонами с боеприпасами, что три из них сгорело. Потом у него «случайно» сошла с рельс грузовая платформа с бочками, которые посыпались под откос. Затем он «умудрился» оторвать главное сцепление тендера с паровозом. А в довершение ко всему по пути на ремонт в Скуратово вообще тендер «потерял».

А обслуживавший водокачку Александр Беликов так наладил помпу, что воды немецкие паровозы никак дождаться не могли, не шла вода.

В общем, железнодорожники с присущей им изобретательностью делали все, что могли, чтобы помочь защитникам Тулы и Москвы.


Железнодорожная станция Чернь Тульской областиЧернь 2.JPG

Единственный в России полноразмерный макет бронепоезда «За Родину» сегодня встречает пассажиров станции Чернь Тульской области. Он состоит из защищенного бронированным кожухом паровоза с тендером и 8 вагонов. В одном из вагонов организована экспозиция с манекенами в воинской форме.

Этот макет напоминает о том, что в 1942-1943 гг. на станции дислоцировались 4 дивизиона из 8 бронепоездов Брянского фронта: «Илья Муромец», «Козьма Минин», «Челябинский железнодорожник», «Южно-Уральский железнодорожник», «Туляк», «Коломенский рабочий», «Роза Люксембург» и «Народный мститель».

В мае 1942 года здесь приняли первый бой воины-железнодорожники 31-го особого дивизиона бронепоездов. Он стал первым в мире дивизионом броневых поездов, который вскоре после формирования получил на вооружение реактивную артиллерию в виде пусковых установок «Катюша».

В середине мая 1942 года немецкое радио радостно вещало на весь мир: «Вчера на станции Чернь Тульской губернии в результате массированного налета авиации рейха уничтожены советские бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные Америкой».

На самом же деле оба упомянутых бронепоезда были подарены РККА не американцами, а советскими железнодорожниками, которые построили их за свой счет. «Массированный» налет совершил один прорвавшийся к станции немецкий бомбардировщик, который успел скинуть две или три бомбы. Они попали в штабной вагон. Погибли находившиеся в нем командир дивизиона Яков Грушелевский, начальник штаба Степан Писемский, парторг Алексей Чудинов и корреспондент газеты «Гудок» Александр Букаев. Их похоронили вечером в саду близ станции Чернь.

А бронепоезда 31-го дивизиона, включая «Илью Муромца» и «Козьму Минина», успешно воевали до конца войны. 4 июня 1944 года «Илья Муромец» в результате дуэли уничтожил немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер».

В здании вокзала также расположена небольшая экспозиция, посвященная событиям Великой Отечественной войны, происходившим в районе станции в 1941-1942 гг., и уроженцу этих мест, Председателю Госплана СССР в годы Великой Отечественной войны Николаю Алексеевичу Вознесенскому. Его бюст установлен на привокзальной площади.


Железнодорожная станция Выгоничи Брянской областиimg_606.jpg

В ночь с 7 на 8 марта 1943 года вблизи станции Выгоничи Брянской области была совершена самая крупная и дерзкая диверсия за всю Великую Отечественную войну. Партизаны нескольких отрядов, действовавших в этом районе, взорвали «Голубой мост» через Десну, на 28 дней парализовав важнейшую транспортную артерию, по которой гитлеровцы переправляли живую силу и технику, готовясь к Курской битве.

Этот мост находился на главнейшей магистрали Гомель-Брянск. С ажурными сплетениями и узорами, огромными фермами на мощных опорах, он возносился над Десной, соединяя ее берега. Отблески воды и солнца окрашивали его стальную конструкцию в голубой цвет. Так и называли его в народе – «Голубым» или «Синим».

Протяженностью более 300 метров, двухколейный, железнодорожный мост обладал высокой пропускной способностью и использовался оккупантами на всю мощь. Ежесуточно по нему проходило до 40 составов. Одни везли технику и живую силу противника. В других немцы отправляли награбленное на запад. Охранялся он соответственно. Все подходы к мосту были заминированы, поблизости оборудованы доты и дзоты, все деревья и кусты у Десны вырублены, по краю леса протянута проволока с нанизанными пустыми консервными банками. При малейшем шуме гитлеровцы открывали шквальный огонь.

Разработка операции по взрыву «Голубого моста» велась в строжайшей секретности. Даже подрывники, для которых в лагере была построена тренировочная площадка, где из бревен соорудили макеты двух ферм и моста, до последнего не знали, какой именно объект им предстоит уничтожить.

Несколько раз менялся план операции, пока из множества его вариантов не остался один, с которым согласились все.

После уточнения отдельных вопросов начальник штаба Власов объявил приказ № 005 от 6 марта 1943 г.: «Силами партизанских бригад им. Щорса, «Смерть немецким оккупантам», им. Кравцова, отряда им. Ворошилова № 1 взорвать железнодорожный мост через Десну в районе Выгоничи. В момент нападения групп захвата на гарнизон, охраняющий мост, атаковать силы противника в Выгоничах, Полужье, Крестах и Лопуши. Повсюду разрушить телефонно-телеграфную связь, железнодорожное полотно со стороны Брянска и Почепа, не допустить переброски вражеских резервов к мосту и взорвать его».

Это была тяжелейшая ночь, кровопролитный бой. Часть пути подрывникам пришлось нести на себе 800 килограммов тола, увязанного в плотные пакеты, потому что лошади вязли в глубоком снегу. И все-таки партизаны добились выполнения поставленной задачи. Ровно в 2 часа 20 минут, как и планировалось, с высоты 19 метров командующий операцией Герой Советского Союза Михаил Ромашин увидел: северная ферма рухнула и проломила лед, южная опустилась вниз. Партизаны отступили в лес, увозя раненых…

В 2019 году на станции Выгоничи была открыта музейная экспозиция, посвященная истории партизанского движения на Брянщине в годы Великой Отечественной войны. На центральной стене в зале ожидания вокзала установлена репродукция картины «Взрыв «Синего моста» в обрамлении георгиевской ленты в форме звезды. На стенах – портреты героев Великой Отечественной войны, стенды с информацией по истории Выгоничского района и краеведению.

В музейной комнате воссоздан интерьер партизанской землянки, представлена фотохроника быта «народных мстителей», установлен бюст Героя Советского Союза Михаила Ромашина, под руководством которого была проведена операция по подрыву моста. На витринах размещены артефакты времён Великой Отечественной войны, документы и письма-треугольники. Часть экспонатов была найдена во время полевых экспедиций поисковых отрядов «Витязь» и «Доброволец», в состав которых входят работники Брянского региона МЖД.

В память о подвиге партизан в 2010 году брянские железнодорожники установили у моста обелиск, к которому каждый год возлагают цветы.

Партизаны отрядов, действующих в одном из районов Орловской области, на днях взорвали большой железнодорожный мост. Движение поездов на важной дороге, идущей к фронту, прекращено. Во время взрыва моста уничтожено 140 солдат и офицеров противника» - Совинформбюро, 14.03.1943 г.


Железнодорожная станция Поныри Курской областиMDS_4994.jpg

В течение 13 дней станция Поныри являлась местом ожесточенных сражений. Полностью взять ее враг так и не смог.

5 июля 1943 года ареной жесточайших боев на Северном фасе Курской дуги стала станция Поныри. В течение четырех дней усиленные тяжелыми штурмовыми орудиями «фердинанд» немецкие танки и пехота непрерывно штурмовали Поныри, но полностью взять их так и не смогли.

8 июля вокруг станции сложилась критическая ситуация. Немцы пытались отрезать ее с юга. Атаки следовали одна за другой — по восемь, а то и десять за этот и следующий день, с разных сторон и разными силами.

Первым навстречу противнику вышел БП № 663 «Железнодорожник Алтая». В 9:10, выдвигаясь на огневую позицию для третьего артиллерийского удара по северной окраине станции, он попал под удар сразу 18 вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-87». Они, пикируя над боевым составом, сбросили большое количество бомб, нанесли серьезные повреждения броневому составу дивизиона. Как отмечалось в историческом формуляре, бронепоезд № 663 был спасен благодаря выдержке его паровозной бригады. Через полчаса после атаки экипаж «Железнодорожника Алтая» уже восстановил полотно и ход, а ближе к 11 часам утра убыл на ремонт в Курск.

На огневой позиции его сменил БП №704 «Лунинец». В 5 часов утра 9 июля бронепоезд обрушил свой огонь на противника. Атака немцев захлебнулась, а наша пехота продвинулась вперед на один километр. В этот момент был дорог каждый шаг, потому что все услышали приказ командующего фронтом генерала армии Рокоссовского «Понырей не сдавать врагу».

И этот приказ был выполнен! С 6 по 16 июля 1943 г. бронепоезда № 663 и 704 уничтожили до 850 вражеских солдат и офицеров и внесли значительный вклад в срыв немецко-фашистского наступления в районе Понырей.

С 15 по 18 июля 1943 года началось контрнаступление советских войск на Северном фасе Курской дуги, завершившееся выходом на рубеж, занимаемый на 5 июля.

Станция Поныри, которая в течение 13 дней являлась местом ожесточенных боев, была разрушена практически до основания...

В 2023 году, к 80-летию Курской битвы, на станции Поныри открылся историко-мемориальный музейный комплекс, посвященный подвигу бойцов и железнодорожников во время Великой Отечественной войны.

К юбилейной дате работники столичной магистрали провели масштабную реконструкцию исторического здания вокзала. В память о том, что в годы войны он был разрушен практически до основания, оставили фрагмент стены из красного кирпича без штукатурки. Благоустроили и прилегающую территорию, создав несколько тематических функциональных зон.

В здании вокзала оформили зал, посвященный истории станции Поныри и железнодорожных спецформирований, защищавших ее в дни Курской битвы. Новыми экспонатами и виртуальной Книгой памяти пополнился существующий зал воинской славы. А напротив входа в вокзал разместилась мемориальная композиция «Воинский эшелон», в состав которой вошли натурные экспонаты подвижного состава периода Великой Отечественной войны, отреставрированные работниками железнодорожных предприятий станции Курск. Она установлена на специально оборудованной площадке, для которой было построено 75 м железнодорожного пути, отсыпана насыпь, уложена рельсошпальная решетка. Рядом с мемориальной композицией оборудован детский игровой городок со специальным резиновым ударопоглощающим покрытием.

«В результате Курской битвы советские вооруженные силы нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не смогла оправиться… Крупное поражение на Курской дуге явилось для немецкой армии началом смертельного кризиса» - Александр Василевский, маршал СССР.


Железнодорожная станция Рыбное Рязанской области5375413873642956716.jpg

В годы войны со станции Рыбное отправлялось до 60 поездов в сутки. Ни один эшелон не задерживался здесь более чем на 22 минуты.

В ноябре 1941 года фронт подошел к станции Рыбное. Всего 15-18 км отделяло ее от врага, который нещадно бомбил железнодорожный узел. Но работа станции не прекращалась ни на минуту. Почти весь поток 1-й ударной, 10-й и 20-й армий прошел через Рыбное.

Железнодорожники, возглавляемые начальником станции Николаем Колобовым, быстро ликвидировали последствия налетов и восстанавливали движение поездов. Так, 2 ноября во время выгрузки воинских частей и вооружения вражеские самолеты сбросили на станцию более 40 бомб. Горели вагоны, цистерны с горючим, гибли люди. Рабочие бежали в укрытие, скрывались в кустах. А самолеты снова и снова заходили на боевой курс. После окончания бомбежки надо было растаскивать поврежденные вагоны, маневрировать паровозами, а главное – воодушевлять людей на нелегкую работу. Колобов бросается к горящим составам, сам расцепляет их, отдает приказания работникам станции. Еще до прибытия восстановительных отрядов железнодорожники погасили очаги пожаров.

Во время одного из наиболее разрушительных налетов авиабомбы покорежили приемо-отправочные пути, для ремонта которых и в мирное время потребовалось бы много времени. Тогда начальник станции Николай Колобов предложил соединить горочную вытяжку с главным путем, передвинув и отрихтовав его. Сквозные поезда стали пропускать через горку в сортировочный парк.

29 ноября 1941 года вражеская авиация почти полностью разрушила внутристанционную сеть, вагоны, склады топлива. В течение 7 часов железнодорожники вели поезда по одному пути, продолжая обеспечивать бесперебойный прием и пропуск составов к линии фронта.

Поезда шли один за другим, «хвост в хвост». И это в условиях ночной маскировки: без освещения, прожекторов, звуковых сигналов, при еле светящихся светофорах. При этом железнодорожники, работающие на пределе человеческих возможностей, не допустили ни одного столкновения поездов!

В октябре 1942 года в паровозном депо Рыбное была организована колонна паровозов особого резерва №13 НКПС. 20 декабря рыбновские железнодорожники, вошедшие в ее состав, перебросили танковую дивизию под Сталинград. В пути им не раз приходилось вступать в противоборство с немецкими асами, которые нещадно бомбили колонну. Используя рабочий выпуск пара, машинисты имитировали выход паровоза из строя. А когда летчик, уверенный, что локомотива больше нет, улетал, состав трогался в путь. Танки были доставлены вовремя.

Николай Романович Колобов был назначен начальником сортировочной станции Рыбное Ленинской (с 1943 года - Московско-Рязанской ) железной дороги в 1938 году.

В годы Великой Отечественной войны организовал работу станции так, что транзитные поезда, идущие в Москву, несмотря на непрерывные бомбардировки вражеской авиации, переформировывались за 15-18 минут ( в мирное время на это уходило 40-50 минут).

2 ноября 1941 года во время выгрузки воинских частей и вооружения, бомбардировщики сбросили на станцию более 40 бомб. В критических ситуациях в любое время суток личным примером вдохновлял подчиненных.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Николаю Романовичу Колобову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он стал первым Героем Социалистического Труда в Рязанской области.