Бессмертный полк МЖД


IMG_9460.JPG

Заслонов Константин Сергеевич (1909-1942 гг.)

Герой Советского Союза

В 1930 году Константин Сергеевич Заслонов окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. Работал на Дальнем Востоке, в Новосибирске и в Беларуси, прошёл путь от слесаря до начальника станции города Орши Витебской области. В октябре 1941 года по собственной инициативе Заслонов был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Константин Сергеевич создал подпольную группу, участники которой путём применения «угольных мин» за три месяца подорвали 93 немецких паровоза. В марте 1942 года над Заслоновым нависла угроза ареста, он вместе с группой покинул Оршу и организовал партизанский отряд. Его отряд провёл ряд успешных боевых рейдов в районе Витебск — Орша — Смоленск, уничтожив большое количество вражеских солдат и техники. 14 ноября 1942 года Константин Сергеевич погиб в бою с карательным отрядом у деревни Куповать Сенненского района (Белоруссия). Заслонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство. В Орше Заслонову Константину Сергеевичу установлен памятник, его именем названо местное паровозное депо. Также памятник герою установлен на привокзальной площади в Осташкове. Во многих городах России, Украины, Белоруссии есть улицы его имени.


IMG_9476.JPG

Рябов Михаил Тимофеевич (1914-1995 гг.)

Герой Советского Союза

До призыва на военную службу Михаил Тимофеевич Рябов работал паровозным машинистом в депо Лихоборы.

С 1937 года воевал в составе Красной армии, с июля 1941 года – в боях Великой Отечественной войны.

В 1942 году после окончания высшей школы летчиков и штурманов Рябов стал штурманом корабля 4-го авиационного полка 3-й авиационной дивизии авиации дальнего действия (АДД).

К октябрю 1942 года совершил 60 ночных боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника и 16 вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника в прифронтовой полосе.

31 декабря 1942 года Рябов Михаил Тимофеевич присвоено звание Героя Советского Союза.


IMG_9452.JPG

Шубин Петр Алексеевич (1902-1968 гг.)

Герой Социалистического Труда

В период Великой Отечественной войны Петр Алексеевич Шубин работал начальником станции Курск. В октябре 1941 года участвовал в обороне Курска от немецко-фашистских захватчиков и в ночь на 2 ноября 1941 года с последней группой железнодорожников покинул станцию Курск.

В 1942 году за проявленный героизм и мужество Петр Алексеевич награжден медалью «За отвагу». В 1943 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени.

Награжден орденами Ленина (дважды), медалями, дважды Почетный железнодорожник.

 

 


IMG_9451.JPG

Осипов Василий Тимофеевич (1906-1984 гг.)

Герой Социалистического Труда

В период Великой Отечественной войны Василий Тимофеевич Осипов работал начальником движения в аппарате Уполномоченного наркомата путей сообщения по Брянскому фронту. В июле 1942 года назначен заместителем начальника службы движения железной дороги имени В. В. Куйбышева. Здесь им был применён метод ступенчатой маршрутизации перевозок военных грузов, позволивший ускорить продвижение вагонов более, чем в восемь раз. Прямые воинские маршруты формировались на нескольких близлежащих или попутных станциях. В сентябре 1942 года, когда этой дорогой направлялось много воинских грузов в район Сталинграда, ступенчатой маршрутизацией было охвачено 63,7 % воинских перевозок, средний простой вагона сократился на 4,3 ч, а время среднего оборота вагона — на 18 часов. По регулировочной дисциплине порожняк, как правило, отправлялся маршрутами и продвигался со скоростью до 450 км/сут. Предложенный Осиповым метод календарного планирования и маршрутизации перевозок грузов был принят в работу и сыграл особую роль в годы войны.

Осипову Василию Тимофеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».


IMG_9454.JPG

Ганин Яков Митрофанович (1885-1957 гг.)

Герой Социалистического Труда

В период Великой Отечественной войны Яков Митрофанович Ганин работал начальником вагонной службы Московско-Окружной железной дороги. Непосредственно организовывал и вносил много инициативы в строительство бронепоезда, вагонов - пекарни, бани, парикмахерской, выпуска для фронта противотанковых ежей, лыж и других приспособлений.

Главной задачей начальника вагонной службы было обеспечение тщательной проверки технического состояния вагонов и их ремонт.

5 ноября 1943 года Ганину Якову Митрофановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда за трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны.

 


IMG_9455.JPG

Мосолов Михаил Герасимович (1918-2009 гг.)

Герой Социалистического Труда

С 1936 года и до выхода на заслуженный отдых Михаил Герасимович Мосолов работал в депо Лихоборы помощником машиниста, машинистом, машинистом-инструктором. Во время войны водил воинские эшелоны к фронту, нередко под бомбежками немецких самолетов водил поезда повышенного веса (3600-4200 тонн при норме 2000 тонн), добивался высокой экономии топлива и скоростей движения. В 1945 году Михаил Герасимович назначен машинистом-инструктором участка локомотивного хозяйства депо Лихоборы, за четверть века работы подготовил более 500 машинистов локомотивных бригад. В 1959 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта. Награжден орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени, медалями.

 

 


IMG_9456.JPG

Троицкая Зинаида Петровна (1913-1981 гг.)

Герой Социалистического Труда

Зинаида Петровна Троицкая — первая в СССР женщина-машинист паровоза. Позже заместитель начальника управления в Московском метрополитене. Единственная в СССР женщина, возглавлявшая региональную железную дорогу. В ноябре 1938 года Троицкая возглавила региональную Московскую окружную железную дорогу (МОЖД), получив звание «Генерал-директор тяги». 16 октября 1941 года, приехав на работу, Зинаида Петровна обнаружила, что в депо никого нет, тогда как надо было встречать прибывший с Урала воинский поезд и эвакуировать раненных. Тогда Троицкая сама встала за управление паровозом, а её личный шофёр Чернов выполнял обязанности кочегара. Вдвоём они провели поезд по маршруту Курский вокзал — Серебряный Бор, выгрузили военнослужащих и забрали раненых. Там же были собраны девушки-машинисты и ремонтники и организована работа паровозных бригад. Только за ночь с 16 на 17 октября московские железнодорожники вывели из столицы 100 поездов, на которых были эвакуированы 150 тысяч человек. Зинаида Петровна Троицкая награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знака Почета».

В 1974 году ушла на пенсию, проработав в метро 30 лет.


IMG_9459.JPG

Сахаров Алексей Николаевич (1914-1962 гг.)

Герой Социалистического Труда

Во второй половине 1930-х годов после окончания Московского института инженеров транспорта (ныне Российский университет транспорта) Алексей Николаевич Сахаров стал руководителем Люблинского транспортного депо Дзержинской железной дороги (с июля 1936 года — железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского).

За короткий период его руководства положение в локомотивном депо значительно улучшилось, стало образцовым. В 1939 году начальник склада Алексей Николаевич Сахаров был награждён орденом «Знак Почёта» за успехи в деле подъёма железнодорожного транспорта.

С первых дней Великой Отечественной войны руководству склада пришлось выполнять ответственные задачи — все силы и средства спешно направлялись для нужд фронта и эвакуации техники и специалистов с промышленных предприятий. Необходимо было защитить паровозный парк и само депо от воздушных атак противника, оснастить их средствами маскировки. В ремонтных цехах депо в условиях частично разгружённой техники полным ходом шла работа по подготовке паровозов, в цехах и стойлах строились и ремонтировались бронепоезда, при их строительстве использовались башни подбитых танков. Эти бронепоезда успешно участвовали в боях на подступах к Москве и Туле, часть из которых освободила страны Европы и дошла до Германии.

После окончания войны на деповских путях скопились сотни разбитых паровозов, перевезённых с фронта и с запада страны, возвращались бронепоезда, вся их броня была снята, а паровозы должны были быть отремонтированы. Люблинское депо обслуживало участки пути на Серпухов и часть на Тулу; локомотивные бригады находились в пути до трёх суток.

В 1949 году вагонное депо Люблино Московско-Курской (в 1953—1959 годах — Московско-Курско-Донбасской, а с 1959 года — Московской) железной дороги выиграло переходящее Красное знамя ВЦСПС и продолжило удерживать лидерство на железной дороге.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года начальнику вагонного депо Алексею Николаевичу Сахарову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта.


IMG_9477.JPG

Васильев Александр Михайлович (1891-1952 гг.)

Герой Социалистического Труда

30 марта 1942 года Александра Михайловича Васильева назначили начальником Московской Окружной железной дороги.

В июне 1942 г. дорога по производственным показателям завоевала первое место в соревновании железных дорог сети, а 1 августа 1942 г. начальника дороги награждают орденом Красной Звезды.В стране развернулся сбор средств и ценностей в Фонд обороны. 24 января 1943 года в газете «Гудок» напечатана телеграмма Александра Михайловича «Труженики дороги внесли 1002747 рублей и 62895 облигациями на строительство бронепоезда».В августе 1943 года коллективу дороги было вручено переходящее Красное Знамя ГКО. Три месяца подряд дорога удерживала это знамя.Вклад начальника дороги в дело обеспечения перевозки грузов для фронта, его мужество и труд получили высокую оценку. 5 ноября 1943 года Александру Михайловичу Васильеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 


IMG_9662.JPG

Ефимов Иван Иванович (1888—1964 гг.)

Герой Социалистического Труда

Осень 1941 года. Враг наступает на Белев. Четверо суток, чтобы преградить им путь, железнодорожники грузят все ценное, что есть на станции, разбирают рельсы.

Локомотивная бригада машиниста Ивана Ефимова уже вывела 10 составов с ценным грузом. Оставался один эшелон с боеприпасами, военной техникой и цистернами с горючим. Его пришлось выводить, когда в город уже ворвались танки захватчиков, а станцию бомбили вражеские самолёты.

Под артиллерийским обстрелом состав старался набрать ход. И тут появились три самолета, которые принялись поливать пулеметным огнем движущийся поезд. Погибли помощник машиниста и кочегар, получил ранение (как потом оказалось, не одно, а шесть, из которых три - сквозные!) машинист Иван Ефимов. Пока были силы, он в одиночку продолжал вести эшелон. И доставил его до безопасной станции Беженки, спас ценный груз.

Только убедившись в этом, машинист обратился в госпиталь. После лечения Ивана Ефимова откомандировали в Сибирь, на станцию Купино Омской магистрали, где два месяца трудился составителем поездов. Но разве мог Ефимов оставаться в безопасности, когда на фронтовых и прифронтовых магистралях так не хватало машинистов. Послал письмо руководству магистрали, чтобы ему прислали вызов вернуться. Вскоре он прибыл домой и стал работать на узловой станции Горбачёво, которая в то время являлась прифронтовой, бомбили ее нещадно.

25 марта 1943 года во время налета вражеской авиации на паровозе Ефимова осколком бомбы пробило водонапорную трубу, через которую подавалась вода из тендера. Пробоину заделали деревянной пробкой. Когда загорелись вагоны, достали пожарный рукав и с помощником потушили один вагон, остальные растащили. В этот день Ефимов опять был дважды ранен, но не покинул своего поста и помогал устранять повреждения на станции. Только потом обратился за медицинской помощью. Месяц пролежал в госпитале. Выздоровел и, разумеется, снова вернулся на паровоз…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Ивану Ивановичу Ефимову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». 20 ноября высокие награды ему вручил в Кремле Михаил Калинин.

После войны Иван Ефимов продолжал трудиться на железной дороге. Его общий стаж на транспорте составил более полувека.


IMG_9458.JPG

Шемаров Василий Михайлович (1922-2015 гг.)

Кавалер ордена Славы

Василий Михайлович Шемаров работал машинистом в локомотивном депо Сасово. Воевал в составе Красной армии с июля 1941 года, на фронтах Великой Отечественной войны — с марта 1943 года. Был наводчиком орудия 72-го отдельного гвардейского истребительно-противотанкового дивизиона, старший сержант. В январе 1944 года в боях за Винницкую область Василий Михайлович уничтожил вражескую автомашину, несколько повозок с боеприпасами, свыше десяти солдат и офицеров. 20 января 1944 г. был награжден орденом Славы III степени.

16 апреля 1944 года в бою у населенного пункта Середынки (Украина) подбил три вражеских танка, два бронетранспортера. 11 мая 1944 года его наградили орденом Славы III степени, а 31 марта 1956 года был награжден орденом Славы І степени. 11-20 января 1945 года в боях за г. Будапешт (Венгрия) Шемаров Василий Михайлович ликвидировал свыше двенадцати огневых точек, два самоходных орудия, бронетранспортер, две зенитные пушки и много солдат и офицеров противника. 8 июня 1945 года награжден орденом Славы II степени.

 


IMG_9461.JPG

Сидоров Иван Иванович (1914-2002 гг.)

Кавалер ордена Славы

В 1925 году Иван Иванович Сидоров окончил 4 класса школы и пришел работать диспетчером на станцию Москва-Товарная-Павелецкая.В 1937 году был призван в ряды Красной армии, ему довелось поучаствовать в боях на Халхин-Голе. Отслужив положенный срок, Сидоров демобилизовался.В феврале 1942 года Иван Иванович ушел на фронт. На Брянском фронте 27 июля 1943 года у села Войново Болховского района Орловской области гвардии сержант Сидоров из противотанкового ружья уничтожил снайпера противника и огневую точку. А 30 июля у деревни Большая Чернь он уничтожил трёх автоматчиков противника, пытавшихся по ржи подползти к окопам подразделения. Приказом по 17-й гвардейской механизированной бригаде от 16 августа 1943 года Сидоров Иван Иванович был награждён медалью «За отвагу». Далее были ордена Славы всех трех степеней, ордена Красной Звезды и Красного Знамени. В декабре 1945 года Иван Иванович демобилизовался, вернулся на родину и вновь устроился на работу на станцию Москва-Товарная-Павелецкая, стал мастером Московско-Павелецкой дистанции механизированных работ. За высокие показатели в труде, отличное мастерство и умелое руководство бригадой ему было присвоено звание «Почётный железнодорожник».Сегодня имя Ивана Сидорова носит школа в его родном селе Ильинское. В Домодедово на доме №36 по улице Корнеева, где он жил, установлена мемориальная доска. Обелиск с барельефом Ивана Ивановича включен в Аллею Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы в Домодедово.


IMG_9666 (1).JPG

Болотин Борис Алексеевич (1917 – 1987 гг.)

Участник Великой Отечественной войны

Машинист Борис Болотин водил составы с горючим из Вязьмы к осажденному Смоленску. Он в совершенстве владел искусством маневра, позволявшего поезду уходить от вражеских самолетов. Однажды во время обратного рейса на станции Присельская машинисту сообщили, что близ Ярцево замечен вражеский десант. Болотин решил прорываться. На полном ходу он промчался мимо гитлеровцев. Но вскоре увидел, что впереди путь прегражден разбитыми вагонами. Машинист подорвал паровоз и пешком отправился в Вязьму. Несмотря на все предосторожности, возле переправы через Днепр Бориса задержал немецкий офицер. С картой в руках он попытался выяснить у машиниста расположение советских войск. Вдруг раздалась автоматная очередь, офицер упал. А Болотин, схватив карту, скрылся в ближайших кустах. Трофей железнодорожника оказался весьма ценным для командования нашей части, в расположение которой он вышел. За свой подвиг в сентябре 1941 г. Борис Болотин был награжден орденом Ленина. И это только один пример из целого ряда других, о которых помнят жители Вязьмы.

Сразу после освобождения Вязьмы возвратился в родной коллектив локомотивного депо, где проработал еще 30 лет. Даже находясь на заслуженном отдыхе, не порывал связей с коллективом депо, участвовал в общественной работе, был членом городского совета ветеранов.


IMG_9664.JPG

Лебедев Петр Васильевич  (1901- 1942 гг.)

Участник Великой Отечественной Войны

Петр Васильевич Лебедев проводил активную деятельность в сборе информации по станции Брянск-2, ежедневно передавал в партизанский отряд сводку о передвижении через транспортный узел составов противника, о размещении военных и промышленных объектов. Лично совершал диверсии в расположении противника. Так, 14 августа 1942 года подложил под раму вагона с бензином на станции Брянск-1 английскую магнитную мину замедленного действия. В результате был взорван железнодорожный состав из 29 вагонов с бензином. 18 августа под станцией Зикеево этим же способом Лебедев взорвал состав из 32 вагонов с боеприпасами. 5 сентября на станции Брянск-2 под отправлявшийся эшелон подложил мину. В результате взрыва было разбито 5 вагонов, повреждены 2 стрелки, отправка состава задержана на 8 часов. Отважный железнодорожник был представлен к ордену Красного Знамени.

 

 


IMG_9467.JPG

Кучеров Федор Сергеевич (1904-1966 гг.)

Участник Великой Отечественной Войны

Великая Отечественная война застала Федора Сергеевича Кучерова в должности машиниста паровоза в депо Тула.

Во время войны он водил поезда, которые подвергались сильным бомбёжкам, эвакуировал грузы и людей, обратно к фронтам доставлял подкрепление, вооружение и продовольствие.

В семье Кучеровых было 6 сыновей, в годы войны они были военными лётчиками, шофёрами, рядовыми, двое из них погибли. Подвиги сыновей этой семьи описаны в книге Льва Хахалина «Рассказы о мужестве».

А Федор Сергеевич был награждён Орденом Ленина за самоотверженный труд.

После войны Кучеров продолжил работать машинистом паровоза.


IMG_9472.JPEG

Лосев Илья Иванович (1903-1945 гг.)

Участник Великой Отечественной войны

Илья Иванович Лосев мечтал стать машинистом и в 16 лет начал работать в паровозном депо Лихоборы.

В 1926 году он сдал экзамены на право вождения паровоза.

С первых дней Великой Отечественной войны ушел на фронт. Два с половиной года командир взвода, гвардии лейтенант Лосев бил врага на полях войны.

Илья Иванович погиб, когда до Победы оставалось чуть больше 4 месяцев, в боях за латвийский город Луца.

 


IMG_9475.JPEG

Елисеев Иван Степанович (1916 - 2004 гг.)

Участник Великой Отечественной Войны

С 1938 по 1971 год Иван Степанович Елисеев работал машинистом тепловоза первого класса в депо Лихоборы. Машинист отличался высоким мастерством вождения поездов, ему неоднократно присваивали почетное звание «Лучший машинист СССР».

В 1940 году Елисеев ушел добровольцем на советско-финскую войну, а с 1941 по 1945 год участвовал в боях на пяти фронтах Великой Отечественной войны, был дважды ранен.

Иван Степанович Елисеев награжден орденами Отечественной войны І и II степени, орденом Красной Звезды, медалями.

 

 


IMG_9478.JPG

Лысков Дмитрий Евдокимович (1915-2002 гг.)

Участник Великой Отечественной войны

С 1936 по 1988 год Дмитрий Евдокимович Лысков работал в депо, прошел путь от кочегара до машиниста паровоза.

Во время Великой Отечественной войны водил поезда непосредственно к линии фронта.

В июле 1942 году вступил в ряды ВКП(б).

В 1956 году при переходе депо на тепловозы Дмитрий Евдокимович успешно освоил этот новый вид тяги. Тщательный уход за локомотивом и высокое мастерство вождения поездов позволяли ему экономить дизельное топливо.

За доблестный труд награжден правительственными наградами и почетными знаками.


IMG_9469.JPG

Абрамов Василий Герасимович (1913 - 2004 гг.)

Участник Великой Отечественной войны

Василий Герасимович Абрамов работал машинистом паровозного депо Лихоборы.

С марта 1942 по январь 1943 года он был машинистом бронепоезда N°123 отдельного дивизиона бронепоездов, воевал на Ленинградском фронте.

После войны продолжил работу в депо, где трудился до выхода на пенсию.

 

 

 


IMG_9449.JPG

Белинский Иван Семенович (1925-2016 гг.)

Участник Великой Отечественной войны

Четверть века Иван Семенович Белинский возглавлял ОПМС-68 в Купавне. На ремонтном поезде объездил половину Советского Союза, восстанавливал железную дорогу мурманского Заполярья, Украины, строил магистраль Западной Сибири и Туркмении.

Прежде чем уйти на фронт, Иван Семёнович — уроженец Киевской области — четырежды убегал от фашистов, пытавшихся увезти его на работы в Германию.

В 1943 году мобилизовался, воевал на 3-м Белорусском фронте, участвовал в освобождении Польши, где в одном из боев получил ранение.

Награжден медалями «За отвагу», «За Победу над Германией», «За освобождение Белоруссии», орденом Отечественной войны I степени.

 


IMG_9448.JPG

Карелина Лидия Тимофеевна (1924-2018 гг.)

Участница Великой Отечественной войны

Лидия Тимофеевна Карелина — разведчица партизанской бригады знаменитого железнодорожника Константина Заслонова.

Лиде было всего 15 лет, когда она вступила в ряды подпольщиков Оршанского железнодорожного узла. Сначала расклеивала листовки, вела беседы с горожанами, выполняла мелкие поручения. А затем командир направил ее вместе с другими добровольцами в Сенненский район, где начал действовать партизанский отряд «Истребитель». Она собирала необходимые фронту сведения о вражеских соединениях, наравне со взрослыми сослуживцами стойко переносила все лишения лесной жизни: голод, холод, отсутствие медикаментов. Участвовала в военных операциях по освобождению заложников, помогла спасти детей на железнодорожной станции из вагона, который собирались отправить в Германию.

Война для нее закончилась вместе с освобождением родной Белоруссии. По совету мамы пришла работать на железную дорогу, одновременно училась. За плечами Лидии Тимофеевны более четырех десятилетий работы на Московской железной дороге.


IMG_9447.JPG

Чекед Давид Прохорович (1929-2020 гг.)

Участник Великой Отечественной войны

О том, что началась война, юноша узнал, будучи студентом Гомельского железнодорожного техникума. Уже через месяц он работал проводником на скором поезде Астрахань-Москва, а как только достиг призывного возраста, отправился на курсы молодого бойца, которые организовали на базе 2-го Куйбышевского военно-пехотного училища.

Боевое крещение Давид принял уже в середине июля 1943 года в составе 27-й отдельной танковой бригады, воевавшей на Степном фронте на белгородском направлении. Затем были бои под Харьковом. Тяжелое ранение. Госпиталь. Направление в бригаду воздушно-десантных войск.

С июня 1944 года Давид Чекед – в разведке. В марте 1945 года часть, где служил Давид, направили на усиление 3-го Украинского фронта, в район озера Балатон. Здесь разведгруппа под командованием старшего сержанта Чекеда после суток, проведённых в засаде, захватила в плен и доставила в штаб унтер-офицера и ефрейтора.

В апреле 1945 года сведения, добытые разведгруппой Чекеда, помогли мобильным группам советских войск с минимальными потерями ворваться в столицу Австрии.

После войны Давид продолжил прерванное обучение в железнодорожном техникуме, после окончания которого 45 лет проработал на железной дороге.

Давид Прохорович награждён именными часами министра путей сообщения, орденами «Знак Почёта» и «Красная Звезда», знаком «Почётный ветеран Московской железной дороги», медалями «За отвагу» и «За взятие Вены».


IMG_9468.JPG

Федорин Н.Г. (неизвест. гг.)

Участник Великой Отечественной Войны

С 1946 по 1979 год Федорин Н. Г. работал машинистом тепловоза в депо. Он был признан одним из лучших машинистов по экономии дизельного топлива.

На фронте Федорин получил ранение и встретил победу в госпитале г. Брно (Чехословакия).

 

 

 


IMG_9473.JPG

Гаврикова Клавдия Михайловна (1914-неизв. гг.)

Почетный донор СССР

С 1936 по 1979 год Клавдия Михайловна Гаврикова работала в депо Лихоборы слесарем заготовительного цеха. Она одна обеспечивала потребности ремонтных цехов в разнообразных и многочисленных уплотнительных прокладках для узлов и агрегатов локомотивов.

В годы Великой Отечественной войны Клавдия Михайловна 36 раз сдавала кровь для спасения жизни раненых воинов Красной Армии, за что ей дважды присваивали звание «Почетного донора СССР».

Клавдия Михайловна Гаврикова награждена медалями СССР и золотыми часами Министра путей сообщения СССР.