Белорусский вокзал
19 сентября 1870 г. — открыт для пассажиров железнодорожный вокзал, получивший свое первое название Смоленский.
Ноябрь 1871 г. — вокзал переименован в Брестский в связи с продлением железнодорожной линии до Бреста.
1896 г. — для встречи императорского поезда в дни коронации императора Николая II
по проекту архитектора Л. Н. Кекушева справа от основного здания вокзала построили деревянный павильон.
1907 г. — началась реконструкция здания вокзала по проекту архитектора И. И. Струкова. Вокзал перестроили в неоклассическом стиле, дополнили готическими элементами и деталями
в стиле ампир.
15 мая 1910 г. — открыто правое крыло вокзала, в котором находился Царский угол — двухэтажная угловая часть для монарших особ.
4 мая 1912 г. — вокзал стал называться Александровским, как и железная дорога в честь императора Александра I. Переименование вокзала и дороги было связано со столетием Отечественной войны 1812 года.
Август 1922 г. — после объединения Александровской и Московско-Балтийской железных дорог вокзал получил новое название — Белорусско-Балтийский.
Май 1936 г. — вокзал получил современное название — Белорусский. На последующие изменения в архитектурном облике Белорусского вокзала оказывало влияние строительство станций Московского метрополитена. 1938 г. — открывается станция метро Белорусская Горьковского радиуса, павильон которой был встроен в правое крыло вокзала. 1952 г. — на площади возводят павильон станции метро Кольцевой линии.
2007 г. — с Белорусского вокзала отправился в путь Аэроэкспресс до аэропорта Шереметьево.
2019 г. — Белорусский вокзал органично подключен к пассажирской инфраструктуре первого Московского центрального диаметра (МЦД-1).
6 февраля 2024 г. — открыт новый интеграционный вестибюль на Белорусском вокзале, поставив точку в реконструкции его инфраструктуры для пассажиров центральных диаметров (МЦД-1, 4).
Белорусский вокзал — объект культурного наследия народов России регионального значения.
Здание Белорусского вокзала построено по проекту инженера-архитектора Струкова И.И. Впоследствии ни один вокзал Москвы не менял столько названий, как этот. У Белорусского вокзала сравнительно короткая, но славная биография, связанная со многими памятными событиями в жизни страны и в годы лихолетья, и в мирные дни. Умелая и бережная реконструкция вокзала содействовала восстановлению главного фасада, его изящных лепных украшений, сохранению первоначального белого с салатовым орнамента, значительному расширению площадей.
Вокзал является внеклассным и включает в себя два здания – здание Белорусского вокзала и здание Багажного отделения, которые были построены в 1870 и 1976 году соответственно.
Расчетная вместимость Белорусского железнодорожного вокзального комплекса составляет
человек.Вокзал является отправным пунктом пригородного сообщения Белорусского, Савеловского и Курского направления.
Выставочное пространство на Белорусском вокзале
Расположено в двух залах ожидания, в зале ожидания на втором этаже подъезда № 2 и в зале № 4 на 2-м этаже здания Багажного отделения.
В первом зале располагается фотовыставка, созданная совместно с ОАО РЖД и Фондом «Культурное пространство». Фотовыставка посвящёна патриотическому культурно-образовательному проекту «Поезд Памяти», который состоялся в период с 20 июня по 4 июля 2022 по инициативе Совета Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Финалисты и победители конкурса «Большая перемена» и победители конкурсов по тематике Великой Отечественной войны из 6-ти областей Республики Беларусь проехали по маршруту: Брест-Гродно-Витебск- Смоленск-Ржев- Вязьма-Парк Патриот-Москва-Санкт-Петербург- Великий Новгород – Псков- Орша-Могилёв-Гомель- Минск.
В зале №4 расположились две выставки. Постоянно действующая фотовыставка победителей фотоконкурса «Россия самая красивая страна» проходящего под эгидой Русского географического общества. На стендах представлены фотографии победителей и номинантов конкурса.
И выставка всероссийского проекта Ассоциации художников-пленэристов « Пленэр ПДМ. Вокзалы». Художники –пленэристы выставили на ней более 50 работ в разной технике исполнения. Выставка является совместным проектом Ассоциации художников-пленэристов и ООО «Поезд Деда Мороза». За два месяца проекта художники написали более 150 больших железнодорожных вокзалов и небольших, но красивых железнодорожных станций. На картинах запечатлены вокзалы Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя, Сочи, Адлера, Рязани, Твери, Калининграда. Выставка проходит с мая месяца по 25 августа 2024 года.