Курск305009, г. Курск, Привокзальная пл., д. 1
Здание вокзала построено в 1947-1952 гг. по проекту Ленинградского архитектора Явейна И.Г. Введенный в эксплуатацию 12 августа 1952 г. вокзал ст. Курск — получил вторую премию на конкурсе жилых и административных зданий, построенных в РСФСР в 1952 году. Площадь застройки составляет 3900 кв.м, вокзал имеет 4 этажа, общая площадь всех помещений – 7451,2 кв.м. Здание вокзала рассчитано на одновременное пребывание 1200 пассажиров. За 50 лет эксплуатации коллектив вокзала обслужил различными видами услуг более 90 млн. пассажиров. Территориально вокзал расположен на станции, имеет 6 пассажирских платформ.
Брянск
241022, г. Брянск, ул. Речная, д. 2а
Вокзальный комплекс Брянск-Орловский расположен в пределах одноименной станции Брянск-Орловский Московской железной дороги. Территориально вокзал находится в Володарском районе города Брянска, по адресу г. Брянск, ул. Речная, д. 2а.
По функциональному и объемно-планировочному решению вокзал Брянск-Орловский является полураздельным. Так как состоит из двух совмещенных зданий (здание вокзала 1952 года постройки и пристройка к зданию вокзала 1981 года постройки), объединенных между собой цокольным этажом обоих зданий.
По взаимному расположению в плане пассажирского здания, пассажирских платформ и приемоотправочных железнодорожных путей является одноуровневым (пассажирское здание, платформы и приемоотправочные пути расположены в одном уровне).
Брянская область граничит с Украиной и Белоруссией. Единовременная расчетная вместимость вокзала – 2 100 чел.
Калуга – 1
248016, г. Калуга, Вокзальная пл., д. 3
Старое здание Калужского вокзала (сохранилось со значительными изменениями первоначального облика) было построено в связи с открытием в 1974 году участка Ряжско-Вяземской железной дороги, соединившей Калугу с Тулой и Вязьмой. Торжественное открытие дороги и всего вспомогательного комплекса состоялось 27 декабря 1874 г. в присутствии высочайших лиц города и губернии и при громадном стечении населения. 1 июля 1899 года открылось движение на Московско-Брянской Линии Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Ветка прошла от Брянска между Сухиничами и Мещевском, у самой Калуги соединилась с Сызрано-Вяземской железной дорогой, затем пошла на Москву. Благодаря железной дороге Калуга соединилась непрерывным рельсовым путем не только с богатым хлебородным югом и Крымом, но и с Москвой. Ранее в Москву ездили через Тулу. В связи с открытием новой железнодорожной ветки в начале ХХ века (1900 г.) строится новое здание вокзала по проекту архитектора А.М Кулаевского, создавшего проекты для нескольких калужских зданий. Вокзал отличался «некоторой вычурностью стиля» и внушительными размерами, т.к. призван был обслуживать обе железные дороги и Московско-Киево-Воронежскую, и Сызрано-Вяземску. Как один из важнейших объектов Калуги вокзал имел свою небольшую электростанцию (городская электростанция вступила в строй лишь в 1912 году).
7 мая (по старому стилю) 1904 года Николай II, объезжая полки, отправлявшиеся на русско-японскую войну, прибыл в калужскую губернию. На Калужской земле состоялась встреча Николая II с рабочими мастерских Сызрано-Вяземской железной дороги.
Смоленск
214012, г. Смоленск, Вокзальная пл., д. 1
Смоленский железнодорожный вокзал был открыт в 1868 году. Во время Великой Отечественной войны вокзал был разрушен. Сегодняшнее его здание - образец позднего сталинского ампира. Построен в 1949-1951 годах (архитекторы Мезенцев и Шпотов). В год 60-летия освобождения Смоленска от немецкой оккупации и 1140-летия города Смоленска (2003), железнодорожный вокзал был капитально отремонтирован. В оформлении особое внимание отдавали архитектурным традициям русского классицизма, который характерен для Смоленска. Через Смоленск следуют поезда из России в Беларусь, Европу, Прибалтику и в самый западный регион нашей страны – Калининградскую область.
Тула
300041, г. Тула, ул. Путейская, д. 4
В конце 1867 года было построено пассажирское здание – вокзал, поначалу вокзал представлял собой деревянное строение.
Накануне первой Мировой войны здание основательно перестроили. В таком виде оно просуществовало до 1953 года, тогда и была проведена реконструкция.
В период 1953-1956 гг. Московский вокзал был реконструирован по проекту архитекторов К.И. Гурьева, Б.Д. Сергеева, Р.Г. Челнокова.
Современный вокзал построен в 1956 году. Железнодорожный вокзал Тула расположен на главнейшей магистрали, связывающей столицу Российской Федерации со здравницами Крыма, Черноморского побережья и Кавказа. Является памятником истории и архитектуры. Общая площадь вокзального комплекса более 40 тыс. кв.м.
Вдоль первой платформы у здания багажного отделения (пригородные кассы) и у входа в пассажирское здание вокзала со стороны города находятся сквер и цветочные клумбы, по все привокзальной территории размещены декоративные цветочные вазоны. Большое количество цветов и зелени как на внешней площади вокзального комплекса, так и внутренней, придает вокзалу привлекательность и неповторимую красоту.
В настоящее время руководит вокзалом Гамоюнова О.В. Класс вокзала – внеклассный. Единовременная расчетная вместимость вокзала – 2 600 чел.
Рязань-1
390013, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 26а
Вокзал Рязань-1 построен в конце 60-х годов ХIХ века и сразу же стал достопримечательностью и архитектурным украшением древнего города. 27 августа 1864 года (по старому стилю) из Москвы в Рязань прибыл первый пассажирский поезд. Здание вокзала было каменное, обнесенное деревянной изгородью, на площади перед вокзалом стояли извозчики в ожидании пассажиров. Через столетие в 1964-1967 году во время глобальной реконструкции, вокзал Рязань основательно перестроили от фундамента до кровли, он возвели еще один этаж. Через вокзал Рязань-1 следуют поезда направлением на Москву, Поволжье, Ю. Урал, Среднюю Азию и др.
Рязань – 2
390013, г. Рязань, пл. Дмитрова, д. 1
Станция Рязань-2 относится к Московско-Рязанскому отделению Московской железной дороги. Железнодорожная станция была сооружена в ходе строительства дороги на Козлов – ныне Мичуринск в 1866 году. В основном она выполняла функции грузовой станции Рязанско-Козловской железной дороги.
Вокзальное здание построено в 1967 году. После проведённой реконструкции в 2011 году были отремонтированы зал ожидания, пригородный зал и подвальные помещения, заменены инженерные сети и обновлены системы жизнеобеспечения.
Железнодорожный вокзал Рязань-2 обслуживает поезда, следующие из Москвы на Воронеж, Пензу и южные города России. При подходе поезда к городу Рязань со стороны Москвы, железная дорога разделяется на восточную ветку - Самарскую, по которой поезда прибывают на ж.д. вокзал Рязань-1 и южную - Воронежскую, ведущую на ж.д. вокзал Рязань-2.
Единовременная расчетная вместимость вокзала – 1 100 чел.
Орел
302006, г. Орел, Привокзальная пл., д. 1
Историческая летопись орловского вокзала берет начало со времен правления императора Александра II. В 60-х годах 19 века императору настолько понравился проект в Орле тогда Витебского вокзала, что он повелел соорудить «брата-близнеца» в следующем году в городе Курск! К сожалению, в годы Великой Отечественной войны оба вокзала были практически полностью разрушены и не сохранились до наших дней.
К восстановлению вокзала в Орле подошли комплексно. В середине двадцатого столетия архитектором С.И. Мхитаряном был разработан проект абсолютно новой Привокзальной площади. При детальном анализе планировки современного здания в нем угадываются сохраненные черты старого вокзала. В зале ожидания вокзала, пассажиры могут увидеть оконные мозаики, на которых размещены портреты известных писателей и государственных деятелей – уроженцев орловской области (Бунина, Лескова, Фета, Русанова, Ермолова и др.). А на одной из клумб вокзала сохранена старейшая гипсовая скульптура известного земляка И.С. Тургенева.