Транспортно-пересадочный узел «Площадь трех вокзалов»

Площадь трех вокзалов является крупнейшим ТПУ Москвы с пассажиропотоком порядка
350 тыс. человек в сутки с перспективой роста до 650 тыс. к 2030 г. Он объединяет три центральных вокзала, две станции метро, действующую станцию МЦД-2 и МЦД-4, наземный городской транспорт.

Один из самых сложных за всю историю Москвы и один из самых сложных в мире проектов реконструкции железнодорожной инфраструктуры внутри города. Проложены новые пути, построен новый вокзал, три эстакады, три путепровода — и всё это в центре города без перекрытия движения поездов, метрополитена, автомобильного движения. Теперь станция — это две платформы с навесами длиной 276 м и общей площадью 3350 м2, защищающие пассажиров от солнца и осадков. Навесы стилизованы под исторические конструкции начала XX века. В подэстакадном пространстве создали пассажирский терминал 3320 м2 для обслуживания движения поездов МЦД-2 и МЦД-4. Пространство выполняет, в том числе, транзитную функцию, соединив Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы с Каланчёвской улицей.

Благодаря реконструкции двух существующих и строительству третьего и четвертого главных путей пропускная способность участка увеличилась более чем в два раза — до 22 пар поездов в час.

Для пассажиров есть все, что необходимо для пассажирского комфорта: информационные табло, навигация, эскалаторы, лифты и даже видеотерминал с возможностью получать консультации на русском жестовом языке.

Сохранен исторический облик территории, несмотря на то, что фактически ст. Площадь трех вокзалов построили заново. В центре площади расположен грандиозный ансамбль — монумент первому министру путей сообщения Павлу Петровичу Мельникову, стелы, гранитный фонтан, фонари, стилизованные под старину. Размещение памятника символично, так как именно тут сердце отрасли. Ленинградский вокзал – конечный пункт задуманной и построенной Павлом Мельниковым Петербург-Московской (ныне Октябрьской) железной дороги. Ярославский вокзал — начало великого Транссиба, Казанский — отправная точка, связывающая столицу с восточными регионами страны.

Учитывая, что участок Площадь трех вокзалов — Курская располагается в плотной городской застройке, важнейшей задачей проекта реконструкции стало снижение негативного шумового воздействия железнодорожного транспорта на близстоящие дома. Для этого было создано
1,86 километра подпорных стен, установлены шумозащитные экраны, полностью уложены бесстыковые пути на специальном основании с виброизолирующими подбалластными матами, а также заменены окна в жилых домах, которые находятся рядом, на шумозащитные. В результате уровень шумового воздействия снизится на 40 процентов, несмотря на рост интенсивности движения поездов.

Основные работы:

  • реконструировали существующие первый и второй главные пути, построили новые третий
    и четвертый главные пути — в общей сложности проложили 16,5 километра новых путей;
  • построили три железнодорожные эстакады — две однопутные и одну двупутную;
  • реконструировали три автомобильных путепровода на улицах Новой Басманной, Старой Басманной и Казакова, а также пешеходный переход в Хомутовском тупике.