Паровоз 9П-742 установлен на территории Российского университета транспорта (МИИТ) в 2024 году по инициативе ОАО «РЖД».
Был построен в 1953 г. на Муромском паровозостроительном заводе им. Ф.Э.Дзержинского.
Тип паровоза – бестендерный, так называемый «танк-паровоз». 9П – 9-й тип паровоза (заводское обозначение). Паровоз 9П является последним советским паровозом нормальной колеи.
Серия 9П была разработана институтом Локомотивпроект Народного комиссариата тяжелой промышленности СССС (НКТП) в 1935году и выпускалась на Коломенском, Новочеркасском и Муромском заводах до 1957 года. Было построено около 3500 паровозов 9П и около 500 единиц серии 9Пм (модернизированный).
В целях уменьшения общей длины паровоз лишен тендера. Для хранения топлива и воды на локомотив установлены танки (ёмкости). Водяные танки находятся по бокам котла паровоза, объём воды 6,5 кубических метров.
Использовались на вывозной и маневровой работе в промышленности, на станциях и в депо вплоть до конца 1980-х годов. На промышленных предприятиях применялись в том числе в трудоемких производственных процессах, например, для подачи вагонов-ковшей под разлив доменного чугуна.
Паровоз 9П-742 после постройки поступил на Электросталевский завод тяжёлого машиностроения. В 1960 году был передан на Московскую железную дорогу в Электростальское ППЖТ, где работал до декабря 1974 г. С 1980-х работал в локомотивном депо Александров Московской железной дороги.
Технические Характеристики:
Осевая формула: 0-3-0
Диаметр движущих колес: 1050 мм
Ширина колеи 1524 мм
Конструкционная скорость: 35 км/ч
Максимальная мощность: 320 л/с
Длина паровоза с тендером: 9,75 м
Вес паровоза в рабочем состоянии: 55,2 т
Порожний вес паровоза 45 т
Отопление: угольное
Бестендерный («Танк-паровоз»)
Запас угля: 2,2 т
Запас воды: 6,5 м3