Ярославский вокзал
1862 г. — началось движение по Троицкой железной дороге, которая соединила Москву и Сергиев Посад. Первый проект Троицкого вокзала выполнил архитектор Московского округа путей сообщения М. Ю. Левенстам, однако реализован был проект Р. И. Кузьмина.
1870 г. — после продления железной дороги до Ярославля здание вокзала расширили (по проекту архитектора И. В. Штрома). Новый вокзал стал называться уже Ярославским. С 1911 года вокзал также называли Северным — такое название получила бывшая Московско-Ярославская железная дорога, хотя название Ярославский тоже использовалось.
1893 г. — в связи с увеличением пассажиропотока принято решение о масштабной реконструкции здания вокзала. Под руководством архитектора Л. Н. Кекушева возвели восточное крыло вокзала с крытой галереей-перроном, украшенной колоннами из лабрадорита с гранитными капителями.
1904 г. — закончилась реконструкция вокзала. Автором нового проекта основного здания стал Ф. О. Шехтель, спроектировавший вокзал в северорусском стиле.
29 августа 1929 г. — впервые в нашей стране с Ярославского вокзала было открыто пригородное сообщение на электрической тяге — от Москвы до Мытищ. В 1934 г. был построен зал пригородного сообщения.
1948 г. — в послевоенный период была проведена реконструкция пассажирского здания под руководством А. Н. Душкина. В главном вестибюле появилось знакомое нам оформление и скульптурное убранство, созданное выдающимся скульптором-анималистом И. С. Ефимовым.
2005 г. — проведена масштабная реконструкция Ярославского вокзала под руководством архитектора Т. И. Башкаева. Во время работ изменили расположение касс, увеличили площадь залов ожидания на 1800 м2. Реставраторы восстановили зал ожидания для пассажиров I класса, дверные проёмы в галерее между вестибюлем и кассами. Раскрыли заложенные кирпичом лабрадоритовые колонны, а также фрагменты уличных фасадов восточного крыла.
Ярославский вокзал — объект культурного наследия народов России федерального значения.
Выставочное пространство на Ярославском вокзале
Расположено на втором этаже в Зале ожидание № 4. Пространство предназначено для размещения различных банерных и фотографических выставок , посвящённых истории железнодорожного транспорта, юбилейным событиям, достопримечательным местам. Одним из последних проектов была совместная фотовыставка «Савва Мамонтов. Миллионер, железнодорожник и, кругом, артист», созданная в сотрудничестве Дирекции Вокзалов и Государственного историко-художественного и литературного Музея – Заповедника «Абрамцево», а также администрации городского округа Мытищи.
На первом этаже вокзала размещена площадка проекта «Исторический багаж», созданного совместно ОАО «РЖД», Институтом российской истории РАН, Российским историческим обществом и Фондом «Культурное пространство». Экспозиция посвящена достопримечательностям Москвы и 50-летию Байкало-Амурской магистрали.